Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов, в частности в малых группах –Школах здоровья.

 Цель таких школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество, обучение двигательной активности, управление общими навыками самоконтроля за состоянием здоровья, получение дополнительных знаний о болезни, факторах риска, ее течении.

В нашем учреждении работает восемь Школ здоровья.

Школа здоровья «Жизнь после инсульта»

организована на базе отделения реабилитации больных после нейрохирургических заболеваний и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга № 1.

   В Школу для обучения направляются пациенты после нейрохирургических заболеваний и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. При формировании групп учитывается однородность больных по нозологическим формам заболевания.

 Цели школы здоровья:

Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.

Формирование ответственного отношения пациента к своему здоровью, контролю некоторых основных показателей работы кровеносной (АД, пульса) и эндокринной систем, основных биохимических показателей крови (содержание холестерина, липопротеидов высокой и низкой плотности, глюкозы и др.).

Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных или лабораторных), мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Облегчение возвращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье.

Школа проводится в комнате отдыха на 5 этаже, по четвергам в 14.00 4 раза в месяц.

 

План проведения

школы здоровья «Жизнь после инсульта»

в отделении реабилитации больных после нейрохирургических операций и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга №1

Занятие 1.
Что такое инсульт его подтипы?
  1. Актуальность проблемы инсульта.
  2. Общие сведения о кровоснабжении головного мозга.
  3. Причины инфаркта мозга, внутримозгового кровоизлияния.
  4. Чем угрожает гибель клеток отдельных участков мозга для человека?
  5. Ответы на вопросы.
Занятие 2.
Уход за больным после инсульта. Осложнения острого периода. Вторичная профилактика инсульта.
  1. Ранние проявления инсульта, начало лечения.
  2. Наиболее грозные осложнения острого периода инсульта.
  3. Профилактика вторичных осложнений (пролежней, застойных явлений в лёгких). Организация ухода за больным.
  4. Как предупредить повторный инсульт.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие 3.
Восстановление после инсульта: обучение передвижению, самообслуживанию, общению.
  1. Комплексность реабилитации, роль специалистов, родственников. Самореабилитация. Значение социальной интеграции после инсульта.
  2. Специальные укладки, массаж, значение упражнений для здоровых конечностей.
  3. Приспособления для двигательной реабилитации.
  4. Обучение навыкам личной гигиены, самообслуживания.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие 4.
Как предупредить повторный инсульт.  
  1. Факторы риска повторного инсульта.
  2. Значение правильного образа жизни, питания, физической активности.
  3. Медикаментозная терапия после инсульта.
  4. Когда нужны реконструктивные операции?
  5. Ответы на вопросы.
свернуть

Школа здоровья «Жизнь после инсульта»

организована на базе отделения реабилитации больных после нейрохирургических заболевание и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга № 2.

   В Школу для обучения направляются пациенты после нейрохирургических заболеваний и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. При формировании групп учитывается однородность больных по нозологическим формам заболевания.

Цели школы здоровья:

Повышение информированности пациентов и их родственников об инсульте, его типах и причинах возникновения, клинических проявлениях, осложнениях и сопутствующих заболеваниях.

Формирование ответственного отношения пациента к своему здоровью, контролю некоторых основных показателей работы кровеносной (АД, пульса) и эндокринной систем, основных биохимических показателей крови (содержание холестерина, липопротеидов высокой и низкой плотности, глюкозы и др.).

Формирование мотивации к своевременному и постоянному профилактическому лечению при выявлении отклонений тех или иных показателей (физикальных или лабораторных), мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Облегчение возвращения перенесшего инсульт пациента в социум. Формирование современных навыков реабилитации и ухода за больными членами семьи.

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье.

Школа проводится в комнате отдыха на 6 этаже, по четвергам в 14.00 4 раза в месяц.

План проведения

школы здоровья «Жизнь после инсульта»

в отделении реабилитации больных после нейрохирургических операций и больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга №2

Занятие 1.
Что необходимо знать
об инсульте.
  1. Что такое инсульт.
  2. Периоды течения инсульта.
  3. Ишемический инсульт, механизм развития.
  4. Факторы риска развития инсульта и основы первичной профилактики.
  5. Клинические признаки инсульта.
  6. Что такое преходящее нарушение мозгового кровообращения?
  7. Геморрагический инсульт и его виды.
  8. Вторичная профилактика инсульта.
  9. Последовательность действий при подозрении на инсульт.
  10. Порядок действий до приезда бригады «скорой помощи».
  11. Ответы на вопросы.
Занятие 2.
Принципы ухода за больным с инсультом, подходы к реабилитации.
Средства ухода за больными. Средства реабилитации.
  1. Позиционирование: понятие, принципы и правила выполнения.
  2. Положение больного в постели.
  3. Положение больного в кресле.
  4. Профилактика контрактур: как уменьшить мышечный спазм и избежать формирование контрактур.
  5. Боли в спине и плече.
  6. Принципы безопасности и правила их соблюдения при перемещении больного.
  7. Уход за кожей и профилактика развития пролежней.
  8. Нарушение мочеиспускания и их коррекция.
  9. Использование средств ухода за больным инсультом.
  10. Профилактика и лечение нарушений дефекации.
  11. Оценка функции глотания и ее нарушения.
  12. Кормление пациентов с нарушением глотания.
  13. Ответы на вопросы.
Занятие 3.
Постинсультные состояния.
  1. Гипертонический криз и острая гипертоническая энцефалопатия.
  2. Сосудистый психоз. Помощь родственников пациенту с психозом.
  3. Постинсультная эпилепсия. Первая помощь при эпилептических припадках, эпилептическом статусе.
  4. Постинсультная депрессия.
  5. Хроническая ишемическая болезнь головного мозга.
  6. Синдром постинсультного паркинсонизма.
  7. Постинсультная деменция.
  8. Ответы на вопросы.
Занятие 4.
Возвращение домой.   
  1. Какие условия должны быть созданы дома для пациента, перенесшего инсульт?
  2. Оптимизация обслуживания и самообслуживания больного в домашних условиях.
  3. Ответы на вопросы.
Занятие 5.
Юридические основы социальной помощи пациентам с инсультом.
  1. Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления.
  2. Реабилитация инвалидов.
  3. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов.
  4. Ответы на вопросы.

 

  

       

свернуть

Школа здоровья для больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах

создана на базе 1-го кардиохирургического отделения.

  В Школу для обучения направляются пациенты с ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), ХРБС, АГ, перенесшие операции коронарного шунтирования, клапанной коррекции, чрезкожные коронарные вмешательства. При формировании групп учитывается однородность больных по нозологическим формам заболевания.

 

Цели школы здоровья:

Повышение информированности пациентов с ИБС, ХРБС, АГ о заболевании и его факторах риска, особенностям симптоматики постоперационного периода.

Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье.

 

Школа проводится в холле отделения на 5 этаже, по вторникам, четвергам в 14.00 4 раза в месяц.

 

План проведения школы здоровья
для больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах

(отделение реабилитации больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах № 1)

Занятие 1. Образ жизни больных после операций на сердце и сосудах.
Занятие 2. Физическая реабилитация больных после реконструктивных операций на сердце (виды и значение).
Занятие 3.  Стресс, бессонница. Методы профилактики, лечения.
Занятие 4. Значение и влияние на организм физиотерапевтических процедур.
Занятие 5. Питание пациентов с ИБС, АГ.
Занятие 6. Медикаментозная терапия в послеоперационном периоде.
Занятие 7. Правила приема антикоагулянтов.
Занятие 8. Осложнения антикоагулянтной терапии.
Занятие 9. Вторичная профилактика ХРБС.
Занятие 10. Влияние алкоголя и табакокурения на здоровье.
Занятие 11. Боли в грудной клетке после операций на сердце.
Занятие 12. Аутоиммунный постперикардиотомный синдром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

свернуть

Школа здоровья для больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах

создана на базе 2-го кардиохирургического отделения.

  В Школу для обучения направляются пациенты с ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), ХРБС, АГ, перенесшие операции коронарного шунтирования, клапанной коррекции, чрезкожные коронарные вмешательства. При формировании групп учитывается однородность больных по нозологическим формам заболевания.

 

Цели школы здоровья:

Повышение информированности пациентов с ИБС, ХРБС, АГ о заболевании и его факторах риска, особенностям симптоматики постоперационного периода.

Повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья.

Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье.

Школа проводится в холле отделения на 4 этаже, по четвергам в 14.00 4 раза в месяц.

План проведения школы здоровья
для больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах

(отделение реабилитации больных после реконструктивных операций на сердце и сосудах № 2)

Занятие 1. Основные представления об ИБС, факторах риска, методах лечения.
Занятие 2. Артериальная гипертензия. Методы контроля АД и пульса.
Занятие 3. Особенности симптоматики послеоперационного состояния.  Обучение гигиеническим навыкам, изменению образа жизни, питания, двигательной активности. 
Занятие 4. Психологические факторы: Стресс. Методы преодоления негативных переживаний. Вопросы трудоспособности и социальной адаптации на амбулаторном этапе.

 

 

 

 

 

  

 

свернуть

Школа здоровья больных инфарктом

функционирует на базе отделения реабилитации инфарктом миокарда.

  В Школу для обучения направляются пациенты с перенесенным инфарктом миокарда. Обучение могут проходит также пациенты с другими формами ИБС.

Цели Школы здоровья:

Повышение информированности пациентов с инфарктом о заболевании и его факторах риска, особенностях течения и симптоматики.

Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, оптимальная двигательная активность, избегание и управление стрессом, отказ от вредных привычек).

 

Школа проводится еженедельно в холле отделения на 7 этаже, по вторникам в 14.00.

 

План
проведения школы здоровья для больных после инфаркта миокарда 

Занятие №1.       Что такое инфаркт миокарда?
  1. Понятие об атеросклерозе, коронароспазме.
  2. Патофизиология инфаркта миокарда
  3. Разнообразие клинической картины инфаркта миокарда.
  4. Обучение купирования ангинозных болей.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие №2.       Факторы риска инфаркта миокарда.
  1. Возраст, пол, наследственность.
  2. Артериальная гипертензия.
  3. Курение, избыточная масса тела, гиподинамия.
  4. Дислипидемии.
  5. Сахарный диабет.
  6. Стресс, отрицательные эмоции.
  7. Ответы на вопросы.
Занятие №3.       Артериальная гипертензия.
  1. Как выявить гипертензию.
  2. Систолическая и диастолическая артериальная гипертензия. Понятие о нормальных значениях.
  3. Информация о медикаментозном и немедикаментозной терапии.
  4. Обучение измерения АД.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие №4.       Психоэмоциональное напряжение и стресс.
  1. Стресс и сердце.
  2. Методы купирования стресса.
  3. Методы саморегуляции и релаксации. Обучение аутотренингу.
  4. Понятие о рациональной и групповой психотерапии.
  5. Ответы на вопросы

 

Занятие №5.       Постинфарктный период.
  1. Основы ранней реабилитации.
  2. Вторичная профилактика ИБС.
  3. Привычная жизненная активность, возобновление сексуальных отношений, управление автомобилем.
  4. Ответы на вопросы.
Занятие №6.       Инфаркт миокарда и избыток массы тела.
  1. Соблюдение принципов антиатеросклеротической диеты.
  2. Понятия об ИМТ.
  3. Особенности питания при ожирении, подсчет калорийности продуктов.
  4. Ответы на вопросы.
Занятие №7.      Физическая реабилитация ИМ.
  1. Понятия о физической реабилитации.
  2. Тип, продолжительность и частота физических тренировок.
  3. Обучение контролю за частотой пульса при проведении физических тренировок.
  4. Ответы на вопросы.
Занятие №8.

      Медикаментозная терапия.

  1. Задачи длительной медикаментозной терапии.
  2. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
  3. Правила приема и хранения лекарственных препаратов.
  4. Ответы на вопросы.
Занятие №9.

      Интервенционные и хирургические методы лечения инфаркта миокарда.

  1. Сведения об инвазивном методе исследования-коронароангиографии.
  2. Ангиопластика и стентирование коронарных артерий.
  3. Понятие об аортокоронарном шунтировании.
  4. Показания к хирургическому лечению.
  5. Ответы на вопросы.

 

 

свернуть

Школа здоровья спинального больного

функционирует на базе отделения реабилитации больных с повреждением позвоночника, спинного мозга и нарушением функций тазовых органов.

 В Школу для обучения направляются пациенты с повреждением позвоночника, спинного мозга и нарушением функций тазовых органов.

Цели занятия в школе:

Выработка у пациента навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, анализу причин и факторов, влияющих на индивидуальное здоровье.

Обучение пациентов выбору цели, планированию индивидуальных занятий, контролю за их исполнением.

Формирование у пациентов навыков по контролю за ФТО, трофическими нарушениями, спастичностью.

Формирование у пациентов навыков социального взаимодействия, личностного развития.

 

Занятия в школе проводятся согласно плану. Проведение занятий: вторник 14.00, холл отделения.

 

План проведения школы спинального больного
Занятие №1.      Общие представления о спинальной травме.
  1. Понятие о травматической болезни спинного мозга.
  2. Периоды ТБСМ.
  3. Разнообразие клинической картины спинальной травмы.
  4. Этапность развития двигательных навыков.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие №2.

     Основные принципы реабилитации больных с травмами позвоночника, спинного мозга.

  1. Понятие о физической реабилитации.
  2. Понятие об эрготерапии.
  3. Обучение выработке цели, навыкам по самоконтролю.
  4. Ознакомление с техническими средствами компенсации утраченных функций.
  5. Обучение пересадке в коляску.
  6. Ответы на вопросы.
Занятие №3.

    Трофические нарушения у спинальных больных.

  1. Понятие о пролежне, местах локализации, методах лечения.
  2. Понятие о тромбозах, методах лечения.
  3. Профилактика трофических нарушений.
  4. Обучение уходу за спинальным больным, укладкам в постели.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие №4.

     Вегетативная дизрефлексия.

  1. Понятие о вегетативной нервной системе.
  2. Понятие о рефлюксах, кризах, синкопальных состояниях.
  3. Профилактика ортостатических нарушений.
  4. Информация о медикаментозном и немидакаментозном лечении дизрефлексий.
  5. Обучение дыхательной гимнастике.
Занятие №5.

     Нарушение функций тазовых органов.

  1. Особенности строения мочеполовой системы у мужчин и женщин.
  2. Ознакомление с различными видами НФТО.
  3. Медикаментозное и немедикаментозное лечение НФТО.
  4. Рекомендации по питанию спинального больного.
  5. Обучение периодической катетеризации мочевого пузыря.
  6. Ответы на вопросы.
Занятие №6.

     Спастика у спинальных больных.

  1. Понятие о спастике, причинах возникновения.
  2. Изменения мышечного тонуса в различные периоды ТБСМ.
  3. Положительные и отрицательные стороны спастики.
  4. Обучение навыкам контроля за спастикой, саморегуляции.
  5. Ответы на вопросы.    
Занятие №7.      Психологические аспекты спинального больного.
  1. Особенности психо-эмоционального состояния больного со спинальной травмой.
  2. Роль семьи в реабилитации спинального больного.
  3. Методы релаксации
  4. Формирование положительной установки на реабилитацию и социальную интеграцию.
  5. Ответы на вопросы.
Занятие №8.

     Ассоциация инвалидов колясочников.

  1. Формы и методы работы ассоциации.
  2. Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями.
  3. Параолимпийцы, кто они?
  4. Интерактивное общение с представителями ассоциации инвалидов колясочников.
Занятие №9.      Жизнь в коляске.
  1. Просмотр видеофильма
  2. Ответы на вопросы.

 

 

 

 

свернуть

Школа здоровья больного после тотального эндопротезирования суставов

функционирует на базе отделения реабилитации больных ортопедотравматологического профиля.

  В Школу для обучения направляются пациенты после тотального эндопротезирования суставов.

Цели Школы здоровья:

Повышение уровня знаний об основном заболевании больного и новых функциональных возможностях после ТЭТС и ТЭКС.

Обучение навыкам, способствующим оптимизации процесса медицинской реабилитации до и после операции.

Адаптация к имеющимся функциональным нарушениям.

Разработка, освоение и использование методологии групповых занятий по вопросам образа жизни, коррекции двигательных нарушений, адаптации в быту и самообслуживании больных после ТЭ.

Осуществление взаимосвязи и преемственности в проведении комплекса реабилитационных мероприятий у больных после ТЭ между хирургическим, реабилитационным стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.

  Школа проводится в холле 2-3 этажа, по четвергам в 14.00 2 раза в месяц.

План проведения
Школы здоровья больного после тотального эндопротезирования суставов

Занятие 1.

     Необходимые навыки для раннего послеоперационного периода ТЭ.

  1. Правильное положение в постели.
  2. Гигиенические процедуры.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Лечебная физкультура
  5. Вертикализация.
  6. Перемещение.
  7. Вспомогательные средства передвижения и ухода.
  8. Профилактика ранних осложнений.
  9. Ответы на вопросы.
Занятие 2.

    Формирование активной установки на участие в реабилитационных мероприятиях.

  1. Краткое ознакомление с видами нарушения функции опорно-двигательной системы при заболеваниях тазобедренного сустава.
  2. Физические упражнения для их коррекции.
  3. Ортопедические положения в постели для их коррекции.
  4. Правильное использование вспомогательных   средств   передвижения, ходьба по лестнице.
  5. Нагрузка на оперированную ногу.
  6. Ответы на вопросы.
Занятие 3.

    Ознакомление с методическими пособиями.

  1. Адаптация в быту.
  2. Советы по лечебной физкультуре.
  3. Советы по самоконтролю.
  4. Советы по рациональному питанию.
  5. Ответы на вопросы.

 

свернуть

Школа для детей, перенесших реконструктивные операции на сердце, сосудах, корригирующие операции с ортопедотравматологической и неврологической патологией

организована на базе отделения реабилитации детей с сердечно-сосудистой, неврологической и ортопедотравматологической патологией.

 Цели Школы здоровья:

Обучение детей, перенесших реконструктивные операции на сердце и сосудах, корригирующие операции по поводу патологии опорно­-двигательного аппарата и неврологической патологии по вопросам коррекции двигательных нарушений.

Выработка правильного двигательного стереотипа.

Обучение пользованию дополнительными средствами опоры и передвижения (трость, костыли, ходунки, кресло-каталка), навыкам самообслуживания, адаптации в быту.

Улучшение ведущей возрастной деятельности, психологической коррекции.

Обучение самоконтролю при проведении физических упражнений.

Установление контакта с родителями пациента и грамотное их информирование о результатах обследования, характере заболевания, прогнозе и реабилитационных мероприятиях на амбулаторном этапе и в домашней обстановке, школе. 

Занятия в школе проводятся согласно плану. Проведение занятий: вторник, четверг, 14.00, холл отделения.

План проведения
Школы для детей, перенесших реконструктивные операции на сердце,
сосудах, корригирующие операции с ортопедотравматологической и неврологической патологией

Занятие №1. Особенности детской травмы.
Занятие №2. Школьный травматизм.
Занятие №3. Принципы оказания помощи при травме.
Занятие №4. Можно ли жить без травм, правила безопасного поведения.
Занятие №5. Обучение навыкам передвижения с помойные техни­ческих средств (трость, костыли, ходунки).
Занятие №6. Физические методы реабилитации после корригирующих операций.
Занятие №7. Психологические методы реабилитации, профилактика стресса.
Занятие №8. Арттерапия, музыкотерапия, терапия средой.
Занятие №9. Правила приема лекарств.
Занятие №10.  Логопедическая коррекция, программа «Видимая речь».
Занятие №11. Самоконтроль и оценка физического состояния, индекс активности.

 

свернуть